Керосиновые лампы: OilLamp.ru

Обратная связь

 

 Первые нефтезаводчики Поволжья. Они положили начало производству в России смазочных масел 

нефть россии.jpg
№ 6, ИЮНЬ 2001
Авторы: Сергей ХИЖНЯКОВ,  Валерий ОСИНОВ

Одним из самых ярких периодов развития России принято считать 60-80-е годы ХIХ века. Триумф паровых машин в промышленности, технические новшества в сельском хозяйстве, деловая активность в железнодорожном строительстве - всего и не перечесть. Причем, наиболее полно подобный бум модернизации проявлялся на обширных территориях бассейна Волги - в Центральном промышленном, Средне-Волжском и Юго-Восточном районах.

Ибо здесь быстрее, чем где-либо, возводились машиностроительные заводы, текстильные и мукомольные фабрики, возникали железнодорожные узлы. Нарастали грузовые перевозки. А значит, росла потребность в более эффективных видах топлива, качественно новых смазочных материалах.

Две точки зрения

Универсальным сырьем в решении топливной проблемы выступала нефть, которую издавна - как в сыром, так и частично переработанном виде - привозили с Кавказа во внутренние районы страны. А так как открыть промышленно значимые запасы черного золота на берегах Волги (в частности, в Самарской губернии, где отмечались его выходы на поверхность) пока не удавалось, то основная роль в удовлетворении все более растущих потребностей отечественной промышленности по-прежнему отводилась кавказской нефти.

Однако на пути реализации этой задачи стояли, по крайней мере, две весьма значимые проблемы: во-первых, удаленность мест добычи и переработки от потребителя и, во-вторых, узкая специализация большинства кавказских нефтеперегонных заводов, направленная в основном на производство керосина. А ценнейшие остатки нефтеперегонки, годные для изготовления смазочных масел, не находили сбыта и часто просто сжигались или сбрасывались в огромных количествах в Каспийское море. Это делала (поблизости от Баку) даже наиболее передовая по тем временам в технологическом плане фирма Нобеля.

Помимо кавказских, на юге России функционировали еще 12 нефтеперерабатывающих заводов: четыре - в Одессе, три - в Херсоне, пять - на Тамани и в Керчи. Но и им были свойственны те же проблемы и, в частности, удаленность от основной массы потребителей. А значит, еще более возрастала актуальность решения основного вопроса - где строить новые НПЗ.

Здесь мнения разделились. Одни считали, что нефтеперегонное дело надо развивать там, где и сырье под рукой, и уже давно работают заводы. Другие, наоборот, уверяли, что нефть стоило бы вести, к примеру, по Волге поближе к потребителю и перегонять уже на месте. Против второго пути выступили бакинские промышленники, боявшиеся потерять свои монопольные позиции. За создание новых НПЗ в Поволжье ратовали, прежде всего, ученые и общественные деятели во главе с Дмитрием Менделеевым.

Первые ласточки

Побывав летом 1860 г. на Кавказе и посетив Сухаранский завод Закаспийского торгового товарищества на Апшеронском полуострове, ученый предложил организовать отсюда перевозку керосина и нефти в центральные районы России. Сначала по Каспию до Волжского перевала на судах с особыми резервуарами, затем до Нижнего Новгорода, где можно было со временем построить крупный НПЗ, - наливными баржами. Данное предложение, однако, поддержано не было.

Но и Менделеев не сдавался. В 1866-1867 гг., выступая с лекциями по нефти в Русском техническом обществе, он снова обращается к вопросу устроения нефтеперерабатывающих заводов в Центральной России. На этот раз свою идею он подкрепил целым рядом конкретных примеров.

Одной из первых ласточек стал построенный в 1865 г. в Астрахани выходцем из Владимирской губернии купцом Федором Смоляниновым завод по производству смазочных масел из нефтяных остатков, что доставлялись морем из Баку.

Спустя два года в селе Коржавино (около Мурома) было основано еще одно предприятие. Нефть и мазут сюда привозили по железной дороге со складов Нижнего Новгорода. Местный завод быстро набирал производственную мощность и уже спустя пять лет производил в значительных количествах керосин, смазочные масла и мылонафт (его получали посредством очистки керосиновых дистиллятов). Список потребителей его продукции по тем временам был весьма впечатляющим: Сормовский машиностроительный завод, текстильные фабрики Ярославля, Москвы, Твери, Серпухова, фабрики Владимирской губернии, Вязников, Вышнего Волочка.

Вернемся, однако, в Поволжье. В 1871 г. под Сызранью, в селе Печерском и под Бахиловым, налаживаются два асфальтовых и одно гудронное производства, известные как предприятия Общества Сызранско-Печерской асфальтовой и горной промышленности.

В 1872 г. в Ярославле открывается завод, на котором стали получать колесную мазь и кристаллическую соду.

В 1873 г. в селе Варя Нижегородской губернии бакинский нефтепромышленник И.Тер-Акопов открыл собственное нефтеперерабатывающее производство. Здесь выпускались осветительные и смазочные масла, мазут и гудрон, мыло и конские мази. Уже в 1910 г. журнал Нефтяное дело характеризовал этот завод как крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятие внутренней России и приводил в подтверждение своих слов следующие данные: ...по состоянию на 1909 г. из более чем 1,5 тыс. пудов сырой нефти здесь производилось свыше 28% керосина и более 70% нефтяных остатков. Из последних посредством перегонки получали 44% машинного масла, 4,5% - веретенного, 15% - легких и соляровых масел, 12% - так называемых тяжелых, 0,7% - цилиндрового...

Причем, следует отметить, что у Варинского завода была неплохо налажена транспортная инфраструктура - собственный флот на Каспии и Волге, вагонетки-цистерны и пр. - и развита сеть хранилищ в Астрахани, Баку, Варшаве, Вильно, Лодзи, Москве, Павлове, Санкт-Петербурге, Серпухове, Сморгони и Томске, а также агентство в Германии. Предприятие осуществляло широкую торговлю керосином, нефтью, минеральными маслами как на территории России, так и за границей.

Когда Тер-Акопов еще только начинал свое дело в Нижегородской губернии, выдающийся русский предприниматель Виктор Рогозин провел здесь первые опыты по разложению нефтяных остатков. С этой целью в 1874 г. он добился разрешения построить, как теперь сказали бы, экспериментальный завод, где вместо традиционных перегонных кубов использовал камеры разложения нефти посредством перегретого пара. Испытания прошли успешно, и год спустя Рогозин перевел завод в Балахну, что в 40 км от Нижнего, а в 1879-м пустил еще один, подобный ему, - в селе Константиново под Ярославлем.

Завод в Балахне, вскоре расширенный, выпускал ежегодно не менее 100 тыс. пудов смазочных масел по совершенно новой по тем временам технологической схеме: мазут нагревали до 300оС, затем через него пропускали перегретый водяной пар, который увлекал за собой в холодильное устройство масла, где они отделялись от воды... Полученные таким способом смазочные материалы в 1876 г. экспонировались на Всемирной выставке в Париже, и после успеха на ней в том же году большие их партии были поставлены во Францию на сумму свыше 700 тыс. франков. А уже два года спустя практически весь военно-морской флот этой страны перешел на использование исключительно масел от Рагозина. В самой России эти масла по достоинству оценили на железнодорожном транспорте: их применение на треть сократило расход угля, а рагозинский масляный гудрон в восемь раз повысил эксплуатационный пробег вагонных букс.

Что касается завода в Константинове, то уже в год своего основания (1879) там производили веретенное, машинное, вагонное масла объемом 570 тыс. пудов ежегодно, широк был ассортимент осветительных масел и иных продуктов нефтепереработки. Все это дало право спустя 13 лет после начала эксплуатации данного предприятия утверждать журналу Нефтяное дело, что Константиновский завод занимает первое место как по количеству перерабатываемых продуктов, так и по характеру фракционируемых дистиллятов.

Как бы косвенно отечественному журналу вторило и влиятельное американское издание Engineering, утверждая, что в отношении смазочных масел не может быть никакого сомнения, что русский продукт имеет огромные преимущества перед американским... Русские масла выдерживают самые строгие испытания и вместе с тем обладают замечательно высокой вязкостью относительно их удельного веса.

Кредо великого ученого

- Пора, пора думать, указывать и возбуждать новые предприятия! - призывал, между тем, Дмитрий Менделеев в 1881 г. в своей брошюре Где строить нефтяные заводы? Кредо великого ученого ясно формулировалось уже в ее первом абзаце: С развитием внутреннего потребления керосина, внутреннего и заграничного потребления смазочных масел, нефтяного газа, вазелина и тому подобных нефтяных продуктов - ныне пришла настоящая пора строить заводы в Центральной России, куда бакинскую и вообще кавказскую нефть можно довозить в сыром виде водою. Внутренние русские заводы будут давать и разнообразнейшие вещества, и торговлю поведут правильную, и собьют цены с нефтяных продуктов, и барыши все же станут иметь хорошие, а потому и будут в силах завести обширную заграничную торговлю нашими нефтяными товарами.

Свою убежденность Менделеев доказывал еще и тем фактом, что промышленность достигает наибольшего развития при максимальном сближении производителей с потребителями. А значит - нефтеперегонные заводы должны находиться вблизи центров потребления, а не добычи сырья. При этом ученый ссылался на все тот же опыт американцев, заявляя, что они ведут перегонку нефти исключительно в таких центрах потребления, как Филадельфия, Нью-Йорк и т.п.

Где же конкретно предлагал ученый возбуждать новые предприятия? Выгоднейшими местами, - считал он, - будут, идя вверх по Волге: Царицын и Саратов, ибо там начинается железный путь, идущий в центры России и доходящий до Риги, Либавы и пр., где почти весь год можно водою отправлять грузы за границу; Сызрань и Самара: потому что из этих портов на Волге идет железный путь не только в центры России и до балтийских городов, но и на восток - к Оренбургу; Казань - берега Камы; Пермь: потому что восток России и Сибири снабжается нефтяными продуктами через эти ворота; Нижний, Кострома, Ярославль, Рыбинск, даже Тверь: потому что из этих портов Волги, куда можно дешево доставить сырую нефть, железные дороги свезут нефтяные товары круглый год, лишь бы был спрос и готовый товар, во все концы русского и западноевропейского рынка.

Причем, особенно желательно, по мнению Менделеева, было учреждение в первую очередь малых заводов, наиболее способных к росту, развитию дела, конкуренции. К тому же именно малые предприятия, у которых только один хозяин, легче осуществляют все технические и торговые операции.

Правильность и обоснованность выводов ученого по отношению к малым НПЗ нашла свое практическое подтверждение. Еще в 1874 г. во Владимирской губернии, около станции Колокша, был построен небольшой завод нефтяных продуктов, производивший колесную мазь, вар, скипидар, голландскую сажу. Предприятие это оказалось вполне жизнеспособным и работало даже в 1914 г.

В 1875 г. в Симбирской губернии, под Сызранью, заработал асфальтовый заводик; по соседству с ним, в селе Батраки, - другой, выпускавший асфальт и гудрон. Оба этих предприятия входили в состав Товарищества Сызранского асфальтового завода.

Наконец, в 1881 г. Товарищество русско-американского нефтяного производства организовало первую гонку нефти под Москвой, в селе Кусково. Там было восемь нефтеперегонных кубов, вырабатывавших керосин, астролин, смазочное масло, минеральный деготь. Вскоре известный промышленник Петр Губонин выкупил его и к 1896 г. повысил производственные мощности до 12 кубов. Связан расцвет завода и с именем Дмитрия Менделеева, внедрившего здесь новый способ непрерывной перегонки нефти: он был основан на использовании теплоты горячих нефтяных остатков с целью подогрева самой нефти, поступающей в куб особой конструкции.

Около трети кусковской продукции, отмеченной к тому времени несколькими российскими и международными наградами, шло за границу - во Францию, Германию, Англию. К 1914 г. на предприятии была проведена очередная реконструкция, позволившая повысить не только его мощность, но и расширить ассортимент выпускаемой продукции за счет производства бензина.

Ускоренными темпами

С начала 80-х годов XIX века создание НПЗ в центральных районах России, и, прежде всего, в Поволжье, шло ускоренными темпами. Так, с 1882 г. очисткой керосина стала заниматься предпринимательница Е.Гордеева на своем заводе в деревне Печищи, что в Казанской губернии. В том же году некто К.Зиллер открыл завод в Москве, который к 1914 г. вырабатывал различных нефтепродуктов на сумму в 1 млн рублей.

В 1884 г. братья Микаэлян основали технохимический завод под Нижним Новгородом, в деревне Бурнаковка. Он вырабатывал смазочные масла и к 1914 г. насчитывал до 60 рабочих.

В 1885 г. П.Царевский открыл фабрику колесной мази в деревне Черная Костромской губернии. К началу первой мировой войны предприятие это производило товара на сумму 30 тыс. рублей.

С 1890 г. небольшой заводик И.Иванова в селе Молитовка Нижегородской губернии выпускал асфальтовую мастику. Три года спустя в той же губернии, под Балахной, начал производство осветительных и смазочных материалов Торговый дом Д.Высоцкий и Р.Гец. А в Ярославской губернии, в селе Дядьково, с 1891 г. подобное производство наладил заводчик Д.Друженков. Годом раньше при керосиновых складах в г. Царицыне завод смазочных масел основал М.Мискарев.

В 1893 г. производство, очистку и продажу керосина освоил Торговый дом Криг и Лист в Москве.

С 1894 г. асфальтовое производство в Сызрани наладил П.Куперин. В том же году в селе Вервилово под Рыбинском И.Щербаков начал производить осветительные и смазочные масла, а также гудрон, мазут и колесную мазь.

В 1899 г. при станции Князевка под Саратовом заработал нефтеперегонный завод, который стал выпускать керосин, смазочные масла, гудрон. Принадлежал он нефтепромышленному и торговому обществу Петроль с главной конторой в Баку.

В 1900 г. в Сызранском уезде заводчик из Балахны И.Иванов открыл асфальтовое производство. Спустя два года, уже под Балахной, Ш.Минухин основал технохимический и нефтеперегонный завод, изготовлявший смазочные масла, колесную мазь и олифу. В те же годы в других населенных пунктах Нижегородской губернии, как грибы после дождя, появляются нефтяные заводики Треппеля и Позняка, Персица, Саркисова, Миркина, хотя таковыми все эти предприятия, специализировавшиеся в основном на выработке вазелинового и гарного масел, становились, скорее, по необходимости, под давлением фискальных служб. Журнал Нефтяное дело отмечал по их поводу, что там ставились небольшие аппараты для перегонки нефти и ее остатков. Все это делалось в основном для того, чтобы избежать таким образом необходимости оплачивать акцизные потери при переработке.

Вместо заключения

Такова была в общих чертах картина становления и развития нефтеперерабатывающей промышленности на обширных территориях Поволжья. По подсчетам того же Менделеева, уже к 1893 г. здесь, помимо 135 кавказских НПЗ, действовали 32 предприятия аналогичного профиля. Соответственно, увеличивался завоз на Волгу кавказских нефти и нефтепродуктов: в 1880 г. - 10 млн пудов, в 1890 г. - 61 млн, в 1902-м - 359 млн. Однако в данных поставках все же преобладали нефтяные остатки и керосин, сырая нефть занимала лишь третье место, опережая по своим объемам лишь смазочные масла.

Такое соотношение - явно не в пользу черного золота - существенно ограничивало темпы развития сети нефтезаводов в центральной части России, на что, кстати сказать, постоянно обращал внимание Менделеев. Он считал более целесообразным для них фабриковать не нефтяные остатки, а самую нефть с тем, чтобы керосин был побочным продуктом производства других, более ценных нефтепродуктов. К тому же, как замечал ученый, пять месяцев в году Волга бывает скована льдом, и хранить в это время надо сырую нефть, а не керосин, более способный к утечке. Кстати, проблему нефтехранилищ в те времена успешно решала российская техническая контора инженера А.Бари - она имела свои отделения во многих приволжских городах, развернув там широкое строительство нефтяных резервуаров.

В целом же усилия первых русских нефтезаводчиков, не только наладивших новое по тем временам производство практически на всей европейской части страны, но и сделавших его продукцию предметом экспорта, открывали обнадеживающие перспективы и для всей российской промышленности.